Целью нашего посещения было посетить музей Гражданской авиации при Академии (http://www.samogid.ru/node/364). Удалось нам в тот день посмотреть и узнать много нового. А именно:
- на каком топливе работал первый авиамотор
- какого цвета черные ящики и сколько их на самолете
- как обмануть металлодетектор
- какая деталь с велосипеда оказалась полезной для самолета
- где в "Небесном тихоходе" было место для бомб
- как защитил свою дипломную работу Новоселов Е.Г., посадивший Ту154 в Ижме в 2011г.
-какой страной руководил один из выпускников Академии.
- подержать в руках ключи от воздушных ворот Санкт-Петебурга
- поработать диспетчером в аэрпорту и поуправлять самолетом Airbus A320
Ну а теперь все по порядку...
Перед входом в Академию стоит МиГ 31. Непонятно, что военная техника делает перед учебным заведением, где готовят гражданских летчиков. Но детишки рады, а это главное)).
В качестве экскурсовода дали нам студента первого курса по имени Женя. Будущий пилот Евгений рассказал нам, что является потомственным авиатором: его дедушка, бабушка, родители все они связаны с небом.
В первом зале музея находилась временная выставка, посвященная маршруту Россия - Германия. Первый полет между Санкт-Петербургом и Берлином был еще в дореволюционное время и занял тогда 2 месяца. А причиной столь долгого перелета была проблема с картами и отсутствие диспетчерской службы как таковой. Летсику приходилось лететь по обыкновенным топографическим картам вдоль дорог и периодически садиться и спрашивать жителей, где он в данный момент находится.
Летать в те времена было непросто - кабина пилота не отапливалась, а на высоте было очень холодно. Поэтому одевались они в теплые куртки, столь популярные сейчас, кожанные брюки, а на лицо одевали специальную кожанно-шерстянную маску от отморожения.
В дальнейшем оператором перелетов по этому маршруту являлась компания Дералюфт, позднее вошедшая в состав Люфтганзы. Компания Lufthansaна сегодняшний момент обладает самым большим количеством самолетов A380, который кстати может приземлиться в нашем аэропорту Пулково, наша ВПП была модернизирована для него, но вот съехать со взлетно-посадочной полосы он уже не сможет, так как рулевые дорожки в Пулково не подходят ему по габаритам.
Первый же самолет в России, сконструированный Можайским по своим размерам был больше МиГа 31 и двигатель его работал на дровах.
А первый аэродром и летное училище находилось возле нынешней жд "Воздухоплавательный парк". От аэродрома теперь остался парк Авиаторов.
Во время второй мировой, женщины, выпускницы Академии летали на самолетах По-2, позже переименованного в У-2, он же "Небесный Тихоход". Самолет был двухместным. Спереди сидел пилот, а сзади девушка-бомбометатель, которая брала бомбу в руки, сбрасывала ее вниз. Чтобы осуществить сей маневр, ей приходилось перебираться на крыло. А сами бомбы находились у нее под сиденьем.
Позже уже придумали более усовершенственный вариант - бомбы крепились к крылу.
Следующим этапом было прохождение рамки металлодетектора. Сейчас такие модели уже не используются, но я застал их еще в свою бытность. Если пройти через нее быстро то металлоискатель не успевал просканировать и можно было пронести какую-нибудь железяку с собой.
Дали нам подержать в руках символические ключи от воздушных ворот Санкт-Петербурга. Тяжелые, 14 кг.
А вот черные ящики оказались совсем не черными а оранжевыми. И ставят их две штуки на самолет.
Один из выпускников Академии - Rolandas Paksas - Президент Литвы 2003-2004 гг
Еще один выпускник, ставший героем России в 2011г - летчик Новоселов Е.Г. На самолет Ту-154, выполнявший рейс ЯМ 516 Полярный - Москва произошел отказ всех систем электропитания и топливных насосов. Экипажу пришлось задиться без приборов на неподготовленный для такого типа самолетов аэродром. Аэродром не имел посадочных огней, систем привода п длина ВПП была недостаточной. Командир самолета Новоселов Е.Г. сажал самолет с помощью стакана воды, сюжет этот был реализован в фильме Елки 2.
Было много еще интересной информации, но всего не напишешь. После музея мы пошли в тренажерный центр. Сначала посетили кабинеты где стоят тренажеры для диспетчеров.
Попробовали разные тренажеры и поработали диспетчером руления, диспетчером взлета, диспетчером круга и диспетчером подхода. Стало понятно, что при нагрузке 3-4 самолета с задачей их управления справиться даже ребенок, но вот при большем количестве самолетов в небе задача усложняется в геометрической прогрессии. Все сделано очень реально. а само рабочее место является точной копией авиадиспетчерского пульта в Пулково.
А дальше нас ждали авиатренажеры. Сначала полетали на яках.
А потом нам доверили штурвал А 320. Вот там то все сделано очень реально. Когда самолет делает крутой поворот, то все показалось что кабина действительно наклонилась.
Самолеты такого размера обладают инертностью. Это когда ты поворачиваешь влево, а самолет еще летит прямо, поворачиваешь вправо, а самолет только начал поворачивать влево. Тем не менее с задачей зайти на посадку я справился, но посадить самолет не дали.
Вся информация выводится на четыре монитора. огромного количества циферблатов нет. Управляется самолет не штурвалом, а джойстиком - в точности такой же как от компьютера. Управлять самолетом в полете оказалось очень легко. Либо включаешь автопилот и задаешь там скорость и курс. Либо еще проще - задаешь в компьютер программу полета и сидишь себе кофеек попиваешь пока самолет сам летит. Кстати инструктор так и не смог найти кнопку вызова стюардессы. )))
Спасибо центру РОСТОК за помощь в организации экскурсии