Skip to Content

Место

Для просмотра этой карты необходим Javascript

Координаты

Широта: N 61°2'35''
Долгота: E 30°7'12''

Кексгольмский вокзал в Приозерске

Место отдыха: 
Санкт-Петербург, Ленинградская обл.
Россия
Вид отдыха: 
Автопробег. Поездки на машине
Семейный, отдых с детьми
Количество дней: 
1 день

Приозерск – один из древнейших городов России. Впервые он упоминается в письменных источниках как город Корела. В летописи составленной в конце XVI - начале XVII в., отмечается что именно в Кореле в 879 г. был похоронен сам князь Рюрик – родоначальник династии Рюриковичей. Город Корела являлся важным торгово-военным и религиозно-культурным центром территории, где обитало летописное племя корела. Он замыкал Вуоксинский водный путь «из варяг в греки», располагаясь в самом устье Узьервы (старинное название нижнего течения Вуоксы при её впадении в Ладожское озеро). О ранней истории древнекарельского города, первоначально именовавшегося Кякисалми ( Кукушкин пролив), сегодня мало что известно из-за чрезвычайной скупости источников. Предположительно, позднее новгородцы назвали город Корела, по названию племени, которое проживало в этих местах. Само племя корела упоминается в новгородских берестяных грамотах с 1066 г., а в летописях с 1143. В период 1917 по 1944 гг. Кексгольм являлся одним из административных центров Финляндии. Приозерский железнодорожный вокзал чудом уцелевшее деревянное здание финского периода. И наверно единственный уцелевший деревянный вокзал финской постройки в области. Во время ремонтных работ на чердаке вокзала был найден уникальный исторический экспонат, о котором вы можете узнать в городском краеведческом музее. Решение о строительстве железнодорожной ветки вызывало бурю эмоций. Финляндский Сенат оттягивал принятие окончательного решения. Финны опасались, что новая железная дорога станет дополнительной цепью с кандалами, приковывающей Финляндию к России. Но Петербург занял жесткую позицию, и в 1913 году работы все же начались. "Копий" по поводу строительства железной дороги было сломано немало. Одновременно тянули линию и с севера и с юга. В 1915 году закончили сооружение боковых веток, кульвертов (водопропускных труб, проложенных через насыпь) и мостов на участке между Хийтола - Кексгольм. 7 октября 1916 года горожане высыпали на улицу, чтобы не пропустить историческое событие, - в этот день уложили рельсы на территории Кексгольма. На всей своей протяженности линия была готова к 1919 году. Нынешнее здание Приозерского вокзала - одна из архитектурных достопримечательностей города. Дело в том, что, отступая в августе 1941 года из Кексгольма, советские войска подожгли город, чтобы ничего не досталось врагу. Сгорели почти все деревянные строения города. И только чудом в центре города уцелело несколько зданий - вокзал одно из них. Кто же воздвиг здание вокзала в Кексгольме? На запрос в национальное министерство железных дорог Финляндии, ответили, что типовые проекты и дизайн основных железнодорожных строений в тот период разрабатывал главный архитектор финских железных дорог Бруно Лоренц Гренхольм. Вокзальные здания с внешней стороны красили в серовато-желтый цвет. И только домики станционных смотрителей были красными. Так что проведенный косметический ремонт Приозерского вокзала, с точки зрения исторической традиции, "понизил" его статус. Из городской станции он превратился в сельский полустанок-разъезд. А эта традиция - статусу вокзальных строений присущ свой цвет - в Финляндии осталась до сих пор. Сразу же после того как началось железнодорожное движение через Кексгольм, вокзал превратился в одно из мест, где жизнь, что называется, била ключом. Маршруты прогулок горожан, особенно в тихие летние вечера, теперь пролегали через станцию. Доброй традицией было постоять на платформе, посмотреть, кто будет уезжать десятичасовым поездом на Выборг или кто приехал в Кексгольм - Кякисалми. Возникло даже устойчивое выражение "мейтийн юнилле" (буквально "прогуляться поглазеть на поезд").

На конечной точке находится поворотная платформа для разворота поездов. Ещё прошлой осенью она представляла печальное зрелище. Вся площадка была замусорена, заросшая кустарником. На платформе стоял вагон теплушка 1937 года выпуска. Площадку присмотрели кинршники для съемок фильма. В начале зимы началось строительство декораций. И тут неожиданно заправила местных реконструкторов г-н Удалов "нашел" редкий вагон-теплушку. Есстественно решил прибрать её к рукам и установить её у себя на "музейной площадке". Площадка не охраняется никак. Узнав о таком положении вещей за теплушку начал борьбу питерский ЖД мзей расположенный на Варшавском вокзале. На место приезжали несколько бригад телевезионщиков. Теплушка стала яблоком раздора, а про более древний и уникальный поворотный круг все забыли. Наверно потому что его нельзя погрузить на грузовик и увезти.

КООРДИНАТЫ N 61° 1.858' E 30° 7.824'

 

Местоположения